Главная / Воспитательная работа
Воспитательная деятельность
Воспитание и обучение согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы осуществляется на единых идеологических и ценностных подходах с целью обеспечения интеллектуального, патриотического, духовно-нравственного и физического развития обучающихся. Воспитательная работа должна проводиться комплексно с широким участием всех заинтересованных сторон: семьи, организаций образования, общества.
Основными нормативно-правовыми документами при организации воспитательной работы школы-интернат-колледжа являются:
1) Конвенция ООН о правах ребенка;
2) Конституция Республики Казахстан;
3) Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года;
4) Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года;
5) Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV;
6) Закон Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2 июля 2018 года №169-VI;
7) Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года;
8) Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №988;
9) Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2019 года № 145.
10) Концептуальные основы развития краеведения в Республике Казахстан, утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 1 октября 2018 года, № 525
11) Проект «Құндылықтарға негізделген білім беру» на 2020-2025 годы, утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от12.06.2020, № 248.
Особенностью воспитательной работы в 2020-2021 учебном году в школы-интернат является внедрение ценностно-ориентированного подхода в обучение через реализацию проекта «Құндылықтарға негізделген білім беру».
Этот проект реализуется в рамках основных направлений воспитательной работы:
1. Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание.
2. Духовно-нравственное воспитание.
3. Национальное воспитание.
4. Семейное воспитание.
5. Трудовое, экономическое и экологическое воспитание.
6. Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание.
7. Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры.
8. Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
1) Первое направление воспитательной работы формирует у обучающихся чувства патриотизма, правовое и гражданское самосознание; ценность индивидуальной свободы; ценность межчеловеческой и межгрупповой терпимости; недопустимость насилия и агрессии; ценность собственности и материального достатка; уважение к труду; уважение к жизни; недопустимость дискриминации разного рода, идею принципиального равенства «равных и разных людей».
Материалы по популяризации и пропаганде краеведческих знаний среди обучающихся отражены в:
—Концептуальных основах развития краеведения в Республике Казахстан;
— методических рекомендациях по совершенствованию краеведческой работы в общеобразовательных организациях в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру»;
— методических рекомендациях по организации «Айналағақара» («Жизнь аула», «Жизнь города»):социально-исторический опыт»;
—методических рекомендациях по ведению предмета «Өлкетану»: основа культурно-генетического кода»(уроки краеведения в учреждениях культуры) (5-7 классы);
— методических рекомендациях «Модели воспитательной работы по проекту «Духовные святыни Казахстана — Сакральная география Казахстана»;
—методических рекомендациях по формированию казахстанского патриотизма обучающихся организаций образования через программу «Туған жер» (https://www.nao.kz)
Одним из видов воспитания является правовое воспитание. Критериями сформированности сознательности и правовой культуры обучающихся считаются знание основных законов, их понимание и обязательное неукоснительное исполнение; уважение к праву, законности; умение самостоятельно, к месту использовать полученные знания в повседневной жизни на практике; выработка привычки поведения, не противоречащего нормам и невосприимчивость к любого рода противоправным формам.
В соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период 2010 до 2020г., утверждённой Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009г №858, в организациях образования должен осуществляться правовой всеобуч в целях изучения действующего законодательства и формирования правового сознания и правовой культуры подрастающего поколения.
Основными формами просвещения учащихся должны стать классные часы, лекции; экскурсии; беседы; кино, телевидение; вечера; диспуты, обсуждение фильмов и книг, статей; наглядная агитация. В старших классах необходимо знакомить учащихся с деятельностью правоохранительных органов, просвещать об ответственности за противоправное поведение. Обучающиеся должны знать основные положения Конвенции ООН о правах ребенка, Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье», Законы РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» и «О профилактике бытового насилия». Важно обратить внимание на изучение вопросов по охране репродуктивного здоровья и безопасного поведения подростков.
2) Духовно-нравственное воспитание формирует такие ценности как нравственный облик, нравственное сознание; ценностные чувства и качества —гуманизм, совесть, честь, долг, вера, ответственность, товарищество, доброта, стыд, принципиальность, милосердие, солидарность, ценность национального согласия, уважения и почитания культуры, традиций и языка других народов; этически ответственное отношение к жизни.
Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств воспитания гуманности и развития социального опыта у обучающихся является волонтерство. Указом Президента Республики Казахстан К. Токаева 2020 год объявлен Годом волонтера в Казахстане.
Организациям среднего образования нужно шире вовлекать обучающихся в реализацию социального волонтерского проекта «Қоғамға қызмет»— Акций «Дорога в школу», «Забота», «Помоги собраться в школу», «Подари человеку радость» и др. Кроме этого, школы должны стать инициаторами воплощения в жизнь экологического, спортивного, культурного, гражданско-правового волонтёрства. Более подробная информация об организации волонтерского движения в организациях среднего образования содержится в методических рекомендациях «Волонтерство и благотворительность в сфере образования и их роль в модернизации системы образования в современных условиях», Астана, НАО им И. Алтынсарина, 2019 г. (https://www.nao.kz)
Немаловажную роль играют в формировании духовно-нравственного воспитания вечера-встречи, литературные гостиные «Великие поэты и писатели Казахстана», «Великие учителя человечества», «Великие мыслители и философы Казахстана», поэтические гостиные «Красота спасёт мир», литературно-музыкальные композиции «Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека», тесты и беседы нравственно-духовного содержания «Любовь – основа человеческой жизни», «Созидательная сила добра».
3) В целях формирования системы ценностей в рамках национального воспитания необходимо проведение конкурсов и олимпиад школьников на знание казахского языка, атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан; открытие в каждой школе музея; проведение встреч выдающихся личностей, прославленных спортсменов, ученых, победителей проекта «100 новых лиц Казахстана» с обучающимися; а также тематические занятия по краеведению для учащихся школ на объектах историко-культурного наследия региона. В рамках данного направления рекомендуется проводить следующие проекты: «Менің Отаным – Қазақстан» (развитие детско-юношеского туризма и краеведения, организация экспедиций, походов, экскурсий), «Тарих мұрасы», «Познай свою землю» (повышение краеведческого образования и школьного туризма, историко-археологическое движение, углубленное изучение истории, культуры и традиций родного края), «Табиғат бесігі» (ответственное и бережное отношение к родной земле).
В качестве методического руководства педагоги могут использовать методические рекомендации «Герои проекта «100 новых лиц» — «золотой» фонд нации», «Модели воспитательной работы по проекту «Духовные святыни Казахстана – Сакральная география Казахстана», разработанные Академией (https://www.nao.kz)
4) Целью семейного воспитания в школе является формирование следующих ценностей: ценность брака и уважения к членам семьи; культ семьи; ценность здоровья для построения полноценной семьи; преданность к родным и близким; семейные традиции; бережное отношение к реликвиям и обычаям; святость материнства; ценность чувств – любви, верности, дружбы.
Методические рекомендации по формированию семейных ценностей являются руководством по реализации семейного воспитания в учебно-воспитательном процессе организаций среднего образования (https://www.nao.kz)
5)Трудовое, экономическое и экологическое воспитания помогают обучающимся привить такие ценности, как труд как высшая ценность; творческий труд; культура труда; экономическое сознание; профессия; карьера; функциональная грамотность; компьютерная грамотность; глобальное экологическое мышление; эко культурные ценности, экологическая культура; любовь к природе как к уникальной ценности; любовь к родной природе как к малой Родине.
Трудовое воспитание в школе — это процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума практического опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого мышления, трудолюбия. Трудовое воспитание школьников достигается путем организации различных мероприятий: выставка поделок, уборка класса, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев, неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, трудовой десант, ремонтная школьная бригада.
Одним из эффективных мер для выбора будущей профессии выпускниками школ является профориентационная работа обучающихся в организациях образования. В школах она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. Это проведение системы мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, оказание помощи обучающимся в моменты профессионального самоопределения.
В целях правильной организации профориентационной работы рекомендуется использовать:
— методические рекомендации по проведению диагностики и определению профессиональной ориентации обучающихся в организациях образования Республики Казахстан, утвержденных приказом Министерства образования и науки РК от 15 апреля 2019 года, № 150.
— методические рекомендации по использованию инструментария по проведению профессиональной диагностики обучающихся 7-11 классов средней школы;
—методические рекомендации по взаимодействию семьи, школы и органов по трудоустройству при выборе профессии детьми с ООП (https://www.nao.kz).
Экономическое воспитание должно обеспечить развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности; хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию; обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.
Основу формирования экологической культуры составляют субботники по озеленению и благоустройству территорий организаций образования, района, города; посадка зелёных насаждений в рамках движения «Жасыл ел», волонтерское движение, очистка природных зон от мусора. В общеобразовательных организациях рекомендуется шире внедрять такие проекты как«Экочеллендж», «Экощит», «Экодесант», «Цветочный калейдоскоп», «Самый зеленый кабинет», «Зеленое золото», Плоггинг «Экопробег» и др.
6)Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание помогает обучающимся сформировать эстетическое сознание; эстетический вкус и чувства; художественно-эстетическую восприимчивость к ценностям национальных культур народов.
Поликультурное воспитание в школе должно быть направлено на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др. Основными механизмами реализации данного направления являются сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования, организация выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства. Ежегодно в план воспитательной работы рекомендуется включить мероприятия по поликультурному воспитанию обучающихся (уроки толерантности, акции ко Дню Земли, единый час информирования к Международному Дню мира и др.).
В области художественно-эстетического воспитания рекомендуется в организациях среднего образования изучение и продвижение отечественных культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, лучших образцов устного народного творчества наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие – сказки, легенды, былины, предания, эпосы. Важно проводить постоянно действующие тематические книжные выставки.
7)Интеллектуальное воспитание формирует ценность знания; ценность интеллектуальной позиции; ценность лидерских качеств и одаренности каждой личности; а воспитание информационной культуры — киберкультуру и кибергигиену.
Интеллектуальное воспитание должно быть направлено на развитие лингвистического, музыкального, логико-математического, пространственного, телесно-кинестетического, межличностного, внутриличностного интеллекта.
Ключевым в интеллектуальном воспитании также должно стать формирование у обучающихся эмоционального интеллекта. В качестве методического руководства рекомендуется Методическое пособие для учителей, разработанное в рамках программы «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних» (Модуль 3. Эмоциональный интеллект и межличностное общение) «Bilim Foundation», 2017.
Формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры является одним из важных компонентов воспитательной работы в школе.
В целях информационной культуры важно прививать обучающимся культуру поведения в интернет- пространстве: культуру общения, выражения своих мыслей, уважения мнения собеседника, соблюдения этических норм. В рамках ученического самоуправления важно практиковать рассмотрение вопросов интернет-поведения и общения детей и подростков. Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на обеспечение контроля доступа детей к определенным сайтам в сети Интернет, пропагандирующих насилие, суициды в рамкахЗакона Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2 июля 2018 года №169-VI.
8)Физическое воспитание формирует ценность здорового образа жизни, физической культуры и спорта, физического совершенствования, ценность ответственного отношения к своему здоровью.
В организациях среднего образования важно расширять сети школьных спортивных лиг по массовым видам спорта(футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, футзал, национальные виды спорта: асық ату, тоғыз құмалақ, қазақ күресі)и открывать специализированные классы по видам спорта и спортивные секции. Нужно развивать национальные спортивные лиги по национальным и массовым видам спорта, Спартакиада школьников по зимним и летним видам спорта и продолжить работу по увеличению охвата школьников массовыми видами спорта.
Одной из задач физического воспитания является активное привлечение обучающихся к участию в республиканских многоуровневых детско-юношеских турнирах и соревнованиях, в международных соревнованиях (зимняя и летняя Всемирная Гимназиада).
Неотъемлемой частью воспитательной работы является проведение семинаров-тренингов по сохранению репродуктивного здоровья подростков, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ и основам здорового образа жизни.
Методической базой для проведения вышеуказанных мероприятий являются следующие материалы:
1) Методические рекомендации по интеграции вопросов репродуктивного здоровья обучающихся и ценностей семейного воспитания в учебный процесс.
2)Методические разработки по вопросам формирования безопасной образовательной среды для учителей и методистов: «Методические рекомендации по интеграции компонента безопасной образовательной среды в процесс обучения и воспитания», «Инструкция для методистов по вопросам профилактики и реагирования на насилие в школе»; сборник краткосрочных планов по учебным предметам начальной, основной средней школы с интеграцией следующих компонентов безопасной образовательной среды: «Профилактика насилия в школе», «Снижение риска бедствий», «Кибербезопасность», «Профилактика травматизма среди детей», «Экологическая безопасность».
Рекомендуется в условиях чрезвычайного положения организация воспитательной работы в ON-LINE– формате.
Контент 1.Онлайн –выставки:
— «Советуем почитать». На сайте школы разместить аудиокниги. Форма-по итогам обсуждение, иллюстрации к любимым страницам книг, Совет «3 причины, по которым следует прочитать эту книгу» и др.;
— Выставка юных художников «Объекты Всемирного наследия» Форма: нарисовать три объекта в Казахстане: Петроглифы Тамгалы, Мавзолей Х.А. Яссави, Природный объект Западный Тянь-Шань. (Объекты определяются из списка 100 сакральных мест Казахстана). Рисунки опубликовывать на странице в инстаграм школы.
Контент 2.Виртуальные экскурсии:
— в Мировые онлайн- музеи/видеоспектакли/балеты/оперы: Эрмитаж, Амстердамский музей Ван Гога, Третьяковская галерея, Музей истории
искусств, цифровые архивы Уффици, Лувр, Государственный музей (Санкт-Петербург), Британский музей, виртуальные экскурсии по музею и экспозициям на официальномYouTubeканале, Прадо, фото более 11 тысяч произведений, поиск по художникам (с алфавитным показателем) и тематичекий поиск, Метрополитен – музей, Нью-Йорк, Музей Сальвадор Дали,MetropolitanOpera, Венская опера, Большой театр и др.Форма:слайд-отчет, презентация и др.(http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html);
— по Символам нашей Родины Казахстан:Мангистауский некрополь -Сисем-Ата — пантеон батыров,подземнаямечеть Шопан-Ата,виртуальный тур помечети Бекет-ата, мавзолею Ахмета Яссави, литературно-мемориальному Дому-музею Абая и другим региональным заповедным, историческим местам, сакральным местам(kazmuseum.com/ru/zaly.html,http://yqlasmusmuseum.kz/http://www.gmirk.kz/; https://qazexpocongress.kz/
Контент 3.Онлайн-просвещение по здоровому образу жизни (ЗОЖ):
— черезсоздание«Сетевого города», группы в вайбере или другом мессенджере.Формы пропаганды ЗОЖ— онлайн-викторины,веб-квесты—веб-квест «Флэшмоб»,веб-квест на День здоровья,квест-игра «В поисках клада «Здоровье», квест-игра «Здоровое питание» и др.
Контент 4.Кинозал для любителей кино:
— программа может включать фильмографию по художественным произведениям: «Герой нашего времени», «Сергей Есенин», Одиссей «Язаон и аргонавты», Р.Стивенсон «Остров сокровищ», В. Скотт «Айвенго», Р. Стивенсон «Черная стрела», Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан», А Линдгрен «Эмиль из Ленеберги», фильмы по сказкам братьев Гримм и др. (https://gunfighterar.wixsite.com/mysite-1/blank-5;https://www.film.ru/articles/ot-moskvy-do-berlina?page=show);
— познавательные фильмы казахстанских режиссеров (https://ru.wikipedia.org/wiki/Списокфильмов студии «Казахфильм»);
Контент 5.Онлайн – платформа «Один час с Классным Гостем»:
—в прямом эфире встречи с известными спортсменами, общественными деятелями, бизнесменами, актерами, волонтерами, журналистами, стилистами.
Контент 6.Территория онлайн самоуправления «VISION»:
— о событиях школьной жизни –различные конкурсы, проекты,фотофлешмобы, акции,которые предлагают сами учащиеся.