КГУ Восточно-Казахстанская областная специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва для одаренных детей в спорте УФКиС ВКО

Презентация о школе Скачать

Воспитательная деятельность

Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области патриотического воспитания, является преодоление последствий “безличной”, “бездетной” педагогики, идеологического насилиявосстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности.

Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Коммунальное государственное учреждение “ВКО школа-интернат для одаренных детей в спорте” (ШИДОДС) одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание. Данный выбор был обусловлен рядом причин:

  • На протяжении всего периода своего существования школа - интернат спортивного направления  выполняет социальный заказ области – воспитание школьника-спортсмена. ШИДОДС является уникальным учреждением в образовательном поле региона, т.к. сочетает учебный и тренировочный процесс. Умело выстроенный учебно-тренировочный процесс позволяет добиться достаточно высоких результатов, как на спортивном помосте, так и в учебе.
  • Школа-интернат спортивного направления имеет большой опыт в воспитании чемпионов: уже при зачислении  дети имеют определенные спортивные результаты, а из стен школы выходят кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, чемпионы РК, члены молодежной сборной страны по видам спорта.
  • Традиционно обучающиеся ШИДОДС представляют область на соревнованиях различного уровня – региональных, казахстанских, международных, защищая честь области  и Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе школы-интерната  представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех – прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, тренеров) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса.

Модель гражданско-патриотического воспитания в ШИДОДС позволит достичь основного планируемого результата – достижения модели выпускника: будет сформирована социализированная жизнеспособная личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Другим важным результатом реализации модели станет изменение личности педагога. Его деятельность приведет к формированию новых ценностей, осознанию необходимости взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса на основе равноправного партнерства, изменению им видов, форм, подходов, содержания педагогической деятельности, личной заинтересованности в ее результатах

Структурно-функциональная модель гражданско-патриотического воспитания в воспитательно-образовательном процессе ШИДОДС

Цель

воспитание патриотов Казахстана, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, своему народу.

Функции

  • Информационно-образовательная
  • Формирующе-развивающая и коррекционная
  • Мотивационно-мобилизующая
  • Создание условий для гражданско-патриотического самосовершенствования

Принципы

  • Историзма и культуросообразности
  • Гуманного подхода в воспитании
  • Воспитывающей деятельности
  • Сознательности и активности
  • Воспитывающей целеустремленности

Средства

  • Учебных дисциплин
  • Педагогической деятельности

Результаты

активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина  Казахстана.

Целью данного направления  является воспитание патриотов Казахстана, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • формировать осознанное отношение к Родине, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли Казахстана в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Деятельность школы – интерната  по гражданско – патриотическому воспитанию включает в себя следующие направления:

  1. Связь поколений.
  2. Растим патриота и гражданина Казахстана.
  3. Мой край родной.
  4. Я и семья.

Результаты работы определяются факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и полученных результатов и тоже взаимно корректируются. Основное условие эффективности планирования и реализации гражданско-патриотического воспитания в школе - интернате  заключается в способности учитывать максимум факторов, способных “влиять” на результат.

При осуществлении планирования гражданско-патриотического воспитания в МО учитывались следующие факторы, определяющие его результативность:

  • наличие четких целей и нормативных требований;
  • аргументированность гражданско-патриотического воспитания школьников;
  • планирование воспитательно-образовательной деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников с учётом результатов диагностики;
  • учет временного фактора;
  • учет личностных особенностей учителей и учащихся.

Результаты работы подтвердили, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее важное значение для повышения эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания имеют:

  • методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся;
  • соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;
  • применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности;
  • разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха;
  • применение новых подходов к подготовке учителя;
  • взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • создание в школьном сообществе демократической микро политики, проводниками которой являются учителя, учащиеся и их родители, тренеры.

Любая система, в том числе педагогическая может функционировать с гарантией на успех при определенных условиях.

Условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания

Материально-технические условия:

Воспитательная система объединяет комплекс, состоящий из:

    - воспитательных целей;

   - людей, их реализующих между ее участниками;

  - отношений, возникающих между ее участниками;

  - освоенной воспитывающей среды;

  - управленческой деятельности по обеспечению жизнеспособности системы.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, тренировочные процессы, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

 Цель воспитательной системы -  создание в школе-интернате условий для развития личности ребенка. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни.

Самопознание, Самоопределение, Самореализация, Саморегуляция.

Школа-интернат  помогает ребенку на каждом возрастном этапе решить следующие задачи в основных сферах жизнедеятельности:

1.Сфера познания (учеба, информация, знания)

2.Сфера практической деятельности (тренировочный процесс, умения, навыки)

3. Сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей)

4. Сфера физического развития (реализация физических возможностей)

 5. Сфера отношений (познания себя, людей, взаимодействие с ними)

Цели и задачи воспитательного процесса

  Цель: Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Задачи: На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на :

  - каждом учебном и внеклассном занятии;

 - создание воспитывающей среды во внеурочное время;

 - построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным и тренировочным  процессом.